Любовь Орлова – биография, семья и фильмография советской актрисы
Биография Любови Орловой сложна и неоднозначна. Знаменитая советская актриса родилась в подмосковном Звенигороде 11 февраля 1902 года в семье русских дворян. За свою жизнь она сыграла множество ярких ролей, став иконой стиля и символом советского кинематографа. Любовь Петровна уже давно ушла из жизни, но интерес к фильмам, в которых она снялась, до сих пор не утихает.
Антивозрастной крем Сила Яблока POMONE Paris MUNIFICENCE с нежной тающей текстурой, оставляющий ощущение мгновенного комфорта можно приобрести в бутике французской косметики АвекМуа.ру.
Юность будущей звезды
Когда родилась актриса, её отец, Пётр Фёдорович, служил в военном ведомстве. За доблесть в службе государь наградил его несколькими медалями. Мать девочки, Евгения Николаевна, когда-то окончила Смольный институт. В семье помимо Любови был старший ребенок — дочь Нонна. Будущей актрисе посчастливилось родиться не просто в дворянской семье — ее родители дружили со Львом Толстым и Петром Шаляпиным.
Если писатель понравился девочке как автор «Кавказского пленника», то певец Шаляпин оказал значительное влияние на ее становление как будущей звезды. Петр Федорович не раз гостил у Орловых, когда они проводили летнее время на даче Евгении Николаевны. Зимой супруги с детьми жили в Москве у Патриарших Прудов в квартире на Спиридоновке.
Но больше всего запомнились Любови детские праздники, которые певец устраивал в своем столичном доме на Новинском бульваре. Они были памятны постановками спектаклей по известным сказкам. В одном из них, «Грибном переполохе» с музыкальным сопровождением, шестилетняя Люба сыграла свою первую роль Редьки. Шаляпин был очарован игрой девочки и предрек ей судьбу актрисы.
Начало творческого пути
Позже, через несколько лет, пророчество певца стало сбываться: первым шагом стало поступление Любови в консерваторию по классу фортепьяно, где ее учителем был Карл Августович Киппа — педагог, сумевший многому научить юную девушку. Начавшаяся в 1919 году учеба оборвалась через три года: сложная для дворянской семьи ситуация революционных лет не позволила родителям оплатить обучение дочери.
Любовь не стала отчаиваться: к тому моменту она уже зарабатывала немного на таперстве — музыкальном сопровождении фильмов. Успевала она заниматься и танцами, поступив после консерватории в Московский театральный техникум Луначарского на хореографическое отделение. Она попала к Вере Майя — талантливой танцовщице и педагогу.
С 1922 года девушка начала учиться актерскому мастерству у Елизаветы Телешовой — известного режиссера и драматической актрисы. Та подготовила ее к поступлению в Музыкальную студию МХАТа имени В. И Немировича-Данченко, где она смогла впоследствии устроиться хористкой.
Стремительная карьера
Молодость начинающей актрисы началась с роста в профессии: первую эпизодическую роль Любовь исполнила в 1927 г. в одном из спектаклей. В 1927—1933 годах она сыграла в следующих постановках:
- «Карменсита и солдат»;
- роль Герсильи в «Дочери Анго», где актрисе достались несколько слов;
- опера «Перикола», в которой она была солисткой.
Зрители оценили превосходную игру Орловой, скоро молодая артистка стала узнаваема. С 1933 года Любовь начинает приобретать вес в среде актёров кино. За несколько лет формируется список ее ролей в фильмах:
- Анюта в картине «Веселые ребята»;
- Эллен в фильме Б. Юрцева «Любовь Алены»;
- роль Грушеньки в «Петербургской ночи» Г. Рошаля;
- Марион Диксон в фильме «Цирк»;
- Дуня Петрова в картине «Волга, Волга»;
- главная роль Тани Морозовой в «Светлом пути».
Во всех этих фильмах Любовь Петровна Орлова использовала свои многочисленные таланты: пела, исполняла акробатические трюки, танцевала и, конечно же, играла. Сам Иосиф Сталин оценил ее, отметив: «Я как будто месяц провел в отпуске».
Первый брак и арест мужа
Личная жизнь Любови Орловой вначале была не слишком счастливой. Первый муж актрисы был выбран ею не по любви. В 1926 году она стала женой Андрея Берзина, заместителя начальника в административно-финансовом управлении Наркомзема. Супруг зарабатывал значительные по тем временам деньги, которые могли позволить 24-летней девушке не испытывать финансовой нужды.
Причина замужества с нелюбимым человеком заключалась в родителях молодой актрисы. Они на тот момент сильно нуждались, и дочь, используя выгоды брака, смогла их обеспечивать. Познакомились Любовь и Андрей за кулисами по окончании одного из спектаклей.
После непродолжительного знакомства Берзин был представлен родителям Любови. Те жили тогда в Москве на квартире в переулке Гагарина. Молодой, серьезный и культурный человек с приятной внешностью понравился чете Орловых. Они посоветовали дочери выйти за него, ведь Андрей занимал солидную должность.
Актриса и её избранник расписались в короткий срок (тогда брачные формальности сводились к минимуму), и Любовь переехала к мужу в квартиру на Колпачном переулке. Роль молодой жены далась ей легко: она искренне хотела счастья для своей семьи.
Вскоре муж актрисы получил значительное повышение по службе. Новые обязанности отнимали почти все его время. Любовь тоже не сидела без дела: спектакли и первые съемки поглотили ее целиком. Ее день был расписан по минутам: ежедневные репетиции плюс 4 спектакля в неделю, да еще и свой дом, которым нужно было заниматься. Такое положение дел не могло сблизить супругов. Из-за разных интересов и постоянной занятости их брак нельзя было назвать особо счастливым.
Спокойная жизнь актрисы продлилась до 4 февраля 1930 года. В тот страшный день Андрей Берзин был арестован сотрудниками ОГПУ по обвинению во вступлении в ряды оппозиции. Поздней ночью на глазах у жены его увели в неизвестном направлении. Больше они не виделись.
Любовь вернулась к родителям в Гагаринский переулок. Она стала замкнутой и молчаливой. Прежде ей приходилось скрывать дворянские корни, теперь же необходимо было молчать про репрессированного мужа. Однако постоянная занятость в театре и роли в кино отвлекали ее от тяжелых мыслей.
Скоро она обзавелась любовником: им стал австрийский инженер Франц, работавший в Советском Союзе по контракту. Их роман был коротким и пылким. Любовь увлеклась Францем не на шутку. Невзирая на протест родителей, она перебралась к нему в номер гостиницы Националь. Всего они были вместе больше года.
Григорий Александров: союз навсегда
В самом начале карьеры Любовь играла в фильмах, поставленных известным режиссером Григорием Александровым. Он заметил ее после песни в опере «Перикола», на которую его привел друг. Тогда режиссер как раз искал актрису на роль Анюты в «Веселых ребятах» и нашел её в лице 31-летней талантливой солистки. Орлова подошла на роль по всем параметрам, и уже в 1934 г. картину увидел советский зритель.
Ради съемок в фильме Любови пришлось пожертвовать работой на студии Немировича-Данченко. Позже она поняла, что этот шаг определил всю ее судьбу. История любви Любови Орловой и Григория Александрова началась на съемочной площадке. Между режиссером и актрисой сразу возникла симпатия, но пожениться они смогли лишь после выхода фильма. Их брак считался идеальным как тандем актрисы и режиссера. Специально для жены Александров придумал образ, напоминавший Марлен Дитрих: из шатенки она превратилась в блондинку. Именно такой ее и запомнили поклонники.
Однако их союз был благополучным лишь снаружи. Любовь, привлекшая внимание Сталина, была его любимой актрисой. Как-то в шутку вождь даже пригрозил Александрову, что того ждет расстрел, если с его супругой что-то случится. Самой же женщине претило внимание Иосифа Виссарионовича. Она прекрасно помнила, что именно по его приказу был репрессирован ее первый муж.
Однажды она раз и навсегда дала вождю понять, что между ними ничего не может быть. Это случилось, когда Сталин пригласил ее в ресторан. Встреча их была довольно краткой. Отлично понимая истинную причину приглашения, актриса спросила, что же стало с ее супругом. Вопрос выбил вождя из колеи: он быстро распрощался с Орловой и с тех пор ценил ее лишь как замечательную актрису. Александров же не пользовался у Сталина успехом.
Поговаривали, что режиссер изменяет жене. Все же, несмотря на разницу в возрасте (муж был старше жены), они были по-своему счастливы. Детей супруги так и не завели: Орлова не хотела ребенка, а у режиссера был сын Дуглас от первой жены. С ним в свое время случилась неприятная криминальная история. Из-за этого отношение Любови к пасынку было не очень хорошим.
Вместе супруги пережили тяжелое время, пришедшееся на середину 1950-х. Их популярность в те годы снизилась, ролей почти не было. Между более или менее значимыми работами в кино прошли долгие 8 лет:
- «Мусоргский» (1950);
- «Композитор Глинка» (1952);
- «Русский сувенир» (1960).
Последней попыткой Орловой заявить о себе зрителю стал фильм «Скворец и лира», где ей, 70-летней женщине, досталась роль девушки. Столь явный возрастной диссонанс повлиял на качество фильма настолько сильно, что он так и не вышел в прокат. Несмотря на неудачи, супруги не переставали поддерживать друг друга.
Старость советской Марлен Дитрих
Последние годы Любовь Орлова провела почти в безвестности. Молодые актрисы сменили ее в кино, и все роли достались им. Актриса сильно болела: рак поджелудочной железы дал о себе знать. Началась страшная болезнь в 1974 году. Орловой стало плохо после одной из озвучек «Скворца и лиры», однако врач успокоил ее, убедив, что все дело в камнях в почках. Об истинной причине недомогания она узнала позже, хоть муж и пытался скрыть от нее недуг.
Смерть Любови Орловой наступила 23 января 1975 года. Последние ее слова были обращены к мужу. Великая актриса оставила после себя замечательную фильмографию и вокальные произведения, которые по-прежнему вызывают интерес у зрителей. Лучшие фильмы, в которых она приняла участие, по праву можно назвать шедеврами отечественного кинематографа.