Кто такой.ru

Биографии известных людей

Биография актёра Плятта Ростислава Яновича

233 просмотров

Очень талантливый актёр, он мог также стать не менее талантливым режиссёром или преподавателем актёрского мастерства в театральном ВУЗе. Но Ростислав Плятт не представлял свою жизнь вне театральных подмостков и съёмочной площадки, и оставался верен своему призванию почти до самой смерти. Уйти с театральной сцены его заставила лишь тяжёлая травма, не позволявшая больше актёру свободно двигаться во время исполнения роли в спектакле.

Биография актёра Плятта Ростислава Яновича

Детство и юность

Родился Ростислав Янович Плятт в Южной России, 30 ноября 1908 г. Его родиной стал Ростов-на-Дону, город, в котором, впрочем, он прожил после рождения недолго. Мать Ростислава заболела туберкулёзом, и уже на следующий год, следуя совету врачей, семья Плятов переехала в Кисловодск.

Отец будущего актёра, Иван Иосифович Плят, был по национальности поляком. По образованию он был юристом, и успешно занимался адвокатской практикой, что позже положительно отразилось на актёрской судьбе его ребёнка. Мать Ростислава, Зинаида Павловна Закаменная, была украинкой, полтавчанкой по рождению.

Детство и юность Плятта Ростислава Яновича

В Кисловодске семья прожила несколько лет, а когда Зинаида Павловна умерла, отец с сыном в 1916 г. перебрались в Москву.

В Москве Ростислав учился в школе им. Томаса Эдисона, над которой шефствовали актёры 2-й и 4-й студий МХАТа, часто представлявшие подшефным свои спектакли. Кроме того, мальчику, уже всерьёз увлёкшимся театральным творчеством, повезло с руководителем школьного театрального кружка, которым был В. Ф. Лебедев — в то время известный актёр Московского Малого театра.

Именно в это время профессия отца в некоторой степени и повлияла на судьбу его сына. Некий фельетонист по фамилии Угрюмов в одном из своих рассказов оскорбил актрису МХАТа Пыжову. В результате разгорелся скандал, перешедший в конфликт с рукоприкладством — один из актёров влепил писателю пощёчину, после чего тот подал на него в суд.

Адвокатом мхатовцев по их просьбе стал Иван Плят и выиграл этот процесс, результатом чего стало разрешение для юного поклонника Мельпомены беспрепятственно посещать любимый театр со служебного входа. И хотя Ростислава в труппу не взяли, но рекомендовали ему поступить в студию Юрия Завадского, что он и сделал в 1926 г., и с которой в дальнейшем была связана вся его творческая жизнь.

Этапы творчества

Всерьёз увлёкшись театром, и готовясь к карьере актёра, Ростислав ещё в 1926 г., получая паспорт, намерено изменил свои отчество и фамилию на более, как он считал, подходящие для театральных афиш. Так Ростислав Иванович Плят превратился в Ростислава Яновича Плятта. Свои первые роли он играл уже под этим новым именем.

Студия Завадского

Творческая биография актёра Плятта началась в 1927 году с роли в спектакле-инсценировке «Простая вещь» по мотивам рассказов Б. Лавренёва. Уже в начале своей театральной карьеры в студии Завадского он успешно сыграл в постановках пьес Бернарда Шоу и Вернейля.

В Москве Плятт проработал до 1936 г., после чего вместе с театром переехал в город своего рождения — Ростов-на-Дону. Переезд был не случайным. В это время в столице началась кампания по переброске в крупные региональные центры новообразованных столичных театров для усиления культурной жизни этих городов.

Ростислав плятт в театре

Многие театральные коллективы отказались это сделать, и, лишившись в результате своих помещений, прекратили вскоре существование. Не желая, чтобы его коллектив постигла такая же участь, Юрий Завадский соглашается «усилить» им Ростов-на-Дону, хотя многие актёры, в том числе и Плятт, были не в восторге от такой перспективы. Несмотря на это, молодой артист позже полюбил Ростов, став настоящим ростовчанином не только по рождению, и вспоминал годы, проведённые здесь в молодости, как лучшие в жизни.

В Ростове — на Дону Плятт быстро стал популярен, играя острохарактерные комедийные роли. Когда же он играл в дуэте с участием Вер ы Марецкой, жены режиссёра Ю. Завадского, — на спектакль было трудно достать билеты.

В ростовский период творчества проявилась ещё одна грань таланта Ростислава Плятта. Сыграв в пьесе Л. Андреева «Дни нашей жизни» фон Ранена, он показал свою способность к тонкой психологической разработке образа сценического героя.

Проработав в Ростове несколько лет, актёр возвращается в Москву, где с 1938 по1941 г. служит в Театре им. Ленинского комсомола, совершенствуя своё мастерство в процессе творческого роста. Здесь он был отмечен автором пьесы «Парень из нашего города» Константином Симоновым как лучший исполнитель роли Бурмина.

Театр имени Моссовета

Сменив в 1941 г. Ленком на Московский театр драмы, и отслужив там два года, Плятт в 1943 г. окончательно возвращается в Театр имени Моссовета, чтобы уже не изменять ему до конца жизни. В театре, основанном Юрием Завадским, Плятт сыграл в десятках пьес русских, советских и зарубежных драматургов. Среди них:

Плятт на сцене театра Моссовета

  • «Тапёр» по мотивам произведений А. Чехова;
  • ” Госпожа министерша” Б. Нушича;
  • «Маскарад» М. Лермонтова;
  • «Милый лжец», «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу;
  • «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского.

За время своего служения в театре им. Моссовета Плятт постепенно в своей манере игры перешёл к тонкой психологической разработке характеров своих персонажей, отойдя от острохарактерных ролей. Многие из современных ему драматургов, видевшие эти работы, высоко их оценивали.

Кино, телевидение, радио

Вклад актёра в отечественный кинематограф составляет несколько сотен ролей, сыгранных Ростиславом Пляттом в кино, на радио и телевидении. Лишь одна только фильмография Плятта насчитывает 82 роли, сыгранные им в большом кино и на телевидении, среди них которые:

Фильм весна

  • ” Весна” (Бубенцов)
  • «Безумный день» (профессор Дудкин);
  • «Дорога к морю «(инженер-капитан I ранга);
  • «Ошибка резидента» и «Судьба резидента» (Казин);
  • «Визит к Минотавру» (Николо Амати).

Сниматься в кино артист начал довольно поздно, после 30 лет. Объясняется это его большой занятостью в театре. Первый киноопыт Плятта был неудачным: небольшой эпизод в фильме «Ленин в 1918 году» в окончательный вариант киноленты не вошёл. Но уже следующая роль в комедии «Подкидыш» (1939 г.) сразу сделала его популярным во всей стране. Здесь артист снялся вместе с Фаиной Раневской, с которой всю жизнь проработал в родном театре.

Начиная кинокарьеру, Ростислав Янович, как и на театральных подмостках, тяготел к острохарактерным ролям с ярко выраженными чертами личности персонажей. К ним относится и Бубенцов из знаменитой кинокомедии «Весна» Г. Александрова, где артист снова снялся с Раневской. Но со временем, как и в театральных ролях, его работам стал свойствен глубокий психологизм.

С возрастом у актёра постепенно изменилась внешность, он погрузнел, в нём нелегко было узнать того худощавого человека, которым он был, играя свои первые роли. Добрые глаза, интеллигентная манера общения — именно эти данные стали чаще всего эксплуатировать кинорежиссёры, приглашая его на съёмки в свои фильмы. Он успешно мог сыграть как положительного героя, так и персонажа, вызывающего омерзение.

«Ошибка Резидента», 1968 г

Такими, абсолютно противоположными по своей сущности персонажами были сыгранные им профессор Данкевич («Иду на грозу», 1965 г.), и Николай Казин («Ошибка Резидента», 1968 г.; «Судьба резидента», 1970 г.). В одной и той же манере, разговаривая тихим голосом, с благообразной интеллигентской внешностью артист сумел убедительно сыграть как абсолютно неплакатного положительного Данкевича, так и негодяя Казина.

Участие в съёмках «Визита к Минотавру» в 1987 г. было последней киноролью актёра. Кроме этого, актёр продублировал на русский язык немало иностранных фильмов, озвучивал мультфильмы.

Семнадцать мгновений весны

Особое место в фильмографии Плятта занимает телевизионный фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Зрители, даже совсем молодые, в первую очередь вспоминают Плятта по роли пастора Шлага в этом советском сериале. Образ, созданный актёром, был для советского кино, и не только, уникальным: христианский священник, являющийся положительным героем, воплощал в себе знаковые черты интеллигента-гуманиста.

Семнадцать мгновений весны

Много времени уделял Плятт и работе на радио. На его счёту 26 радиоспектаклей, среди которых:

  • «Когда море смеётся» (эпизод);
  • «Любимые страницы» (Иудушка Головлёв);
  • «Бернард Шоу» (Сарториус и другие);
  • «Тайна Эдвина Друда» (Грюджиус).

В творческом наследии актёра есть и грамзаписи сказок для детей, как в стихах, так в прозе, из которых можно сложить не одну аудиокнигу .

Личная жизнь

Поклонникам интересна не только творческая биография Плятта. Личная жизнь артиста тоже является объектом их пристального внимания. Она многое говорит о человеке, его отношении не только к близким, но и к посторонним людям.

Личную жизнь Плятта Ростислава Яновича нельзя назвать очень уж счастливой. Актёр был женат два раза, но детей ни в одном из этих браков не имел. Обе его жены тоже принадлежали к творческой интеллигенции.

Семейные отношения

Первая жена Плятта, Нина Владимировна Бутова

Первая жена Плятта, Нина Владимировна Бутова, до конца своей жизни в 1978 г. прослужила с Ростиславом Яновичем в одном театре им. Моссовета. Была она в молодости эффектной синеглазой рыжеволосой красавицей, хотя и старше Ростислава. Плятт гордился тем, что ему удалось покорить такую девушку.

Но любовь постепенно угасла, осталась лишь привычка к совместной жизни. Никто из них разводиться не собирался, хотя Бутова совершенно не умела вести домашнее хозяйство (им занимался Плятт), а Ростислав Янович был безнадёжно влюблён в Веру Марецкую, что ни для кого, в том числе и для его жены, не было секретом. Это история любви Плятта к Марецкой известна каждому, кто работал в Театре имени Моссовета во время служения там Ростислава Яновича.

Когда умер Юрий Завадский, муж Марецкой, Ростислав Плятт все же решился попросить у неё руки и сердца, но уже смертельно больная раком головного мозга женщина отказала ему — слишком поздно начинать новую жизнь. Через некоторое время обе женщины почти одновременно умерли.

Уже пожилой артист не собирался больше создавать новую семью, но получилось по другому. Он всё-таки снова влюбился, в женщину на 20 лет моложе себя, ответившей Плятту взаимностью, и ушедшей ради него от своего предыдущего мужа. Его избранницей на этот раз была Людмила Семёновна Маратова, преподаватель ГИТИСа и диктор Всесоюзного радио. По-видимому, в этом браке актёр был по настоящему счастлив, новая жена оказалась хорошей хозяйкой, и смогла наконец создать ему уютное домашнее гнёздышко.

Последние годы

Последние годы жизни плятта

Два последних года жизни всё так же, как и прежде, популярный актёр уже не снимается в кино и не выступает на сцене родного театра. Сломав во время съёмок фильма «Визит к Минотавру» шейку бедра, — эта травма с трудом поддаётся лечению даже в молодом возрасте, — он мог передвигаться в основном лишь с помощью инвалидного кресла. И хотя он мог играть на сцене даже в инвалидной коляске, и зрители всё равно приходили бы на спектакли с его участием — Плятт принял решение уйти из театра, так как не хотел, чтобы его запомнили слабым, больным и беспомощным.

Возможно, это решение оставить любимую работу ускорило уход артиста из жизни. Ростислав Янович Плятт умер 30 июня 1989 г., похоронили его на Московском Новодевичьем кладбище.

Жизнь не останавливается, идёт постоянная смена поколений. В театре и кино появляются новые талантливые актёры. Но при этом лучшие из ушедших остаются в памяти благодарных зрителей, и продолжают радовать своим творчеством, овеществлённым в старых кинофильмах, телеспектаклях и радиопостановках. К таким неугасающим звёздам по праву относится и Ростислав Плятт.

Прекрасный артист! Я ещё учился в школе, когда появились «Семнадцать мгновений весны». До сих пор время от времени пересматриваю.

Николай

Это ещё советский киноактёр? Я о нём слышала, но не видела фильмов, где он снимался, теперь посмотрю.

Светлана
«Семнадцать мгновений весны» видел, «Визит к Минотавру». Люблю такое кино старое, не нынешнее. И герой Плятта в «Мгновениях» — если бы таких людей было больше.
Виктор
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector