Фаина Раневская – биография и личная жизнь актрисы
Раневская — яркая женщина, легендарная актриса театра и кино. Она умела создать из маленького эпизода самый запоминающийся образ в кинематографической картине. Кроме того, актриса была остроумна, умна и невероятно эксцентрична. Поэтому биография и личная жизнь Фаины Раневской до сих пор волнует не только её поклонников, но и критиков.
В родительском доме
Будущая актриса родилась в еврейской зажиточной семье 15 августа 1896 года в Таганроге. Стоит отметить, что настоящая фамилия Фаины Раневской — Фельдман.
Отец, Гирш Хаимович Фельдман, владел фабрикой, где выпускались сухие краски, но также содержал пароход и дома. Мама, Милка Рафаиловна Заговайлова, нигде не работала, что считалось нормой в богатых семьях. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф, Лазарь) и дочка (Белла).
Обеспеченное детство и молодость не принесли Фаине радости. Ребёнок чувствовал себя одиноким в огромном доме родителей. Во-первых, ровесники и братья Раневской насмехались над ней из-за заикания, которым девочка страдала с самых ранних лет. Девочка яростно ссорилась с ними. Во-вторых, Фаина не была красивой и завидовала привлекательной внешности своей сестры.
Об учёбе в закрытом пансионате Фаина вспоминала с содроганием. Комплексы (заикание, некрасивая внешность) мешали завести друзей. Ей нравилось изучать литературу и иностранный язык, она считала остальные предметы ненужными и неинтересными, поэтому в школе училась плохо. Но девочка умела отстаивать своё мнение и спорить со взрослыми. Когда приезжали родители, умоляла их забрать её из этого «ужасного» заведения. В конце концов, Фаине это удалось, она вернулась домой.
Дома девочке наняли частных учителей и постепенно учёба наладилась, хотя с математикой не удалось подружиться. В этот период Раневская увлекается кино, мир по ту сторону экрана казался волшебным и загадочным. Но переломный момент в сознании произошёл, когда она впервые попала в театр.
В 1913 году семья Фельдман отправляется в Москву, посещает МХАТ, где на сцене давали «Вишнёвый сад». Именно здесь юная Фаина решает, что обязательно станет актрисой. Понимая, что для поступления в театральное училище нужно хотя бы базовое образование, она начинает прилежно учиться и читать книги. Уговаривает родителей записать её в театральную студию. Отец и мать полагали, что это мимолётное увлечение пройдёт, когда девушка выйдет замуж.
Поэтому когда Фаина сказала, что служение театру хочет сделать своей профессией, отец разгневался. Пригрозил оставить её без средств к существованию и выгнать из дома.
Юные годы
В 1915 году, когда Раневской было 17 лет, она уезжает в Москву. Столица встретила провинциалку негостеприимно. Ведь у девушки не было почти никаких средств (папа сдержал своё слово). Единственные деньги дала мама втайне от главы семейства. На эти деньги она снимала маленькую комнату. Но несмотря на такое тяжёлое положение, будущая актриса чувствовала себя свободной и самостоятельной.
В Москве девушка пробует поступать в театральное училище. К сожалению, ей это не удаётся. Все мечты стали таять как сон. Тогда Фаина решает учиться в частной театральной школе. Но денег не хватает, чтобы доучиться.
Затем в биографии Раневской Фаины Георгиевны происходит событие, которое окажется судьбоносным. Она знакомится с известной актрисой Екатериной Гельцер. Именно она заметит талант девушки и пригласит её пожить у себя, видя трудное положение. Здесь, в квартире примы, собиралась высшая московская творческая элита:
- Маяковский;
- Мандельштам;
- Цветаева;
- Качалов и другие личности.
Гельцер устраивает Фаину на работу в Малаховский Летний театр, где играли блестящие актёры. Тут она дебютирует на сцене в постановке режиссёра Андреева «Тот, кто получает пощёчины». Юную артистку взяли в массовку, но даже здесь она выделялась на фоне товарищей. Её талант и индивидуальность заметил известный актёр Певцов. После спектакля он сказал, что Раневскую ждёт блестящее театральное будущее. Его слова оказались пророческими.
Но Фаина Георгиевна мечтала о более насыщенной театральной жизни. Когда предложили работу в частной театральной студии Лавровской, она соглашается и уезжает с труппой в Крым. К сожалению, студия не приносила значительной финансовой выгоды, вскоре труппу распустили.
В революционные и военные годы Раневская всё так же плодотворно работает, гастролируя по городам России. С 1913 по 1930 год выступает на сцене:
- Баку;
- Ростова;
- Смоленска;
- Астрахани.
Затем снова возвращается в Москву.
Служение театру
В Москве (1931) она без труда устраивается на работу в труппу Московского Камерного театра. Здесь дебютирует в роли проститутки Зины в постановке «Патетическая соната». Именно этот образ сделал её знаменитой на всю столицу. Ведь она была очень убедительна и реалистична в роли Зинки.
В 1935 году Фаина Раневская переходит в театр Красной Армии, тут дают ведущие роли, и женщина становится примой театра. Самый запоминающийся образ — роль Вассы Железновой. Через несколько лет актриса начинает работать в Театре Драмы. В годы войны с ним она гастролирует со спектаклем «Молодая гвардия», за который потом награждена медалью «За доблестный труд».
После войны Фаина Раневская переходит в театр Моссовета, где прослужила бо́льшую часть своей жизни и называла его вторым домом. Здесь она блистала, искушённый зритель приходил посмотреть на её удивительную актёрскую работу, хотя главные роли доставались нечасто.
Такое пренебрежение талантом актрисы было связано с её несговорчивым характером. В театре она часто шла наперекор режиссёрам: трактовала постановку по-своему, играла так, как ей казалось правильно. Так, она полностью изменила под себя образ Маньки-спекулянтки из спектакля «Шторм» и её лишили этой роли. Хотя созданный Раневской персонаж зрители приняли «на ура». Такое поведение актрисы нервировало режиссёра Завадского и вызывало его недовольство.
Постоянные выяснения отношений, острые изречения Раневской спустя годы будут цитировать и станут афоризмами анекдотов, баек. Несмотря на постоянные ссоры с режиссёрами, актриса здесь проработает 25 лет и станет узнаваемой. Именно в Моссовете она сыграет самые значимые роли в карьере, которые собирали полный зал и бесконечные овации.
Работы в кино
Рождение новой звезды в кино состоялось в картине «Пышка» (1934) режиссёра Ромма. Ролей в кинематографе у Раневской было мало, но все они запомнились зрителю и прославили актрису. Примечательно, что Фаина Георгиевна не любила кинематограф, но именно он помог ей стать узнаваемой на улицах. Она предпочитала сцену, о работе в кино отзывалась так: «Деньги закончились, а позор остался».
Список популярных картин с участием Раневской:
- «Человек в футляре»;
- «Подкидыш»;
- «Любимая девушка»;
- «Ошибка инженера Кочина»;
- «Свадьба»;
- «Весна»;
- «Небесный тихоход»;
- «Осторожно, бабушка».
Удивительно, но фраза «Муля, не нервируй меня» из комедии «Подкидыш» преследовала актрису всю жизнь.
Партнёрами по фильмам были блистательные актёры — Пуговкин, Вульф, Гарин, Марецкая, Орлова, Юматов, Зелёная, Милявский. Стоит отметить, что Павла Вульф была лучшей подругой Раневской.
Самой удачной ролью актриса считала образ колоритной мачехи в картине «Золушка» (1947). Сценарист Щварц разрешил Раневской трактовать роль по своему усмотрению: в фильме часто встречаются колкие слова и высказывания актрисы.
«Сегодня новый аттракцион» — последняя кинолента в фильмографии, где блистала Раневская. Режиссёр также пошёл на уступки и разрешил актрисе исполнять роль так, как она захочет.
Вклад Фаины Раневской в искусство был высоко оценён государством. Так, в 1937 году она стала Заслуженной артисткой РСФСР, в 1961 году — Народной артисткой СССР. В 1976 году награждена орденом Ленина. Но также ей было присвоено 3 Сталинские премии и в честь неё назвали астероид, открытый в 1986 году.
Личная жизнь
К сожалению, личная жизнь Раневской не сложилась, замуж она так и не вышла. В первый раз любовь случилась ещё в Крыму, где она была разочарована отношениями. Возлюбленный предал её и предпочёл другую девушку. Причём молодой человек сделал это грубо и бесцеремонно. С того самого дня актриса ни в кого не влюблялась и избегала контактов с мужчинами. Потенциальных кавалеров она распугивала своим своенравным и бесцеремонным характером.
Возможно, рядом с Фаиной не оказалось сильного человека, который бы смог обуздать её несносный характер и научить мягкости. Сестра Фаины Раневской Изабелла переезжает к ней в 60-х. Но вскоре Белла умирает, а Раневская остаётся совсем одна.
Старость актриса встречает вместе с верным другом — псом по кличке Мальчик. Именно фигурка этой собаки установлена на надгробии великой женщины. В последний раз на сцену Фаина Раневская выйдет в 1980 году, когда ей уже 84 года. В 1984 году оборвётся жизнь яркой актрисы. Она умрёт 20 июля от пневмонии. Её могила находится на Новом Донском кладбище, недалёко от места, где похоронена родная сестра Белла.
Ознакомиться с цитатами и посмотреть фотографии этой удивительной актрисы можно в социальной сети вконтакте.