Рената Литвинова – биография, фильмография и личная жизнь актрисы
Биография Ренаты Литвиновой интересна как её поклонникам, так и просто ценителям всего творческого и необычного. Эта хрупкая женщина примерила на себя роль не только актрисы, но также сценариста, кинорежиссёра, телеведущей — и во всех проявила свою индивидуальность. Только она может мастерски сочетать в одном фильме философию и психологию, страстную любовную лирику и немного сумасшествия. А из изящных манер и пришептывающего голоса она практически создала собственный узнаваемый бренд.
Детские годы
Будущая актриса родилась в столице России зимой 1967 года. Её родители посвятили свою жизнь медицине. Призванием мамы, Алисы Литвиновой, стала хирургия, а отец, Мурат Вергазов, также был врачом. Он был татарином по национальности, принадлежал к старинному знатному роду и обладал очень эффектными внешними данными. Постоянные измены мужчины привели к разводу всего через год после женитьбы. Девочке в память об отце осталось только имя. Он назвал дочь в честь своего родного брата — Рината.
Необычное имя, высокий рост и проживание в неполной семье породило в Литвиновой массу комплексов. В детстве у неё была кличка «Дасаев» — по имени известного тогда вратаря. В СССР разводы не приветствовались, поэтому когда к Ренате домой приходили подружки, она вешала в прихожей дедушкино пальто и всем говорила, что оно отцовское. Хотя одноклассники понимали, что папы у неё нет.
В старших классах школьница получила новое прозвище — «останкинская башня», потому что сильно выросла по сравнению с ровесниками. Будучи обладательницей белых волос и кожи, а также густых веснушек, Рената моментально обгорала на солнце. Также девочка очень комплексовала из-за тяжёлого материального положения её семьи и скудного гардероба, который ей шила мама. Хотя с годами, рассматривая детские снимки, она поняла, что была одета хорошо и со вкусом. Ещё в детстве любимым предметом одежды будущей актрисы стало маленькое чёрное платье.
Своим воспитанием и формированием вкуса и стиля Рената во многом обязана бабушке. Она много внимания уделяла своему внешнему виду, брала девочку в парикмахерскую и повторяла ей, что внешность всегда нужно держать под контролем.
Кроме школы Рената:
- ходила в легкоатлетическую секцию;
- любила читать книги и писала короткие рассказы;
- окончила музыкальную школу при консерватории.
В девятом классе девочке предложили сняться в рекламе драгоценностей. Локацией для её дебютных съёмок служил Ботанический сад, а первый гонорар составил 25 рублей. Позже Литвинова выиграла конкурс по отбору девушек для работы манекенщицами.
Учёба во ВГИКе
Увлечение литературой и творческое начало девушки предопределило выбор учебного заведения, им стал сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Вступительные экзамены Рената сдавала сценаристу Евгению Габриловичу, который сразу отметил неординарность девушки и принял в вуз. Литвинова попала на курс Исая Константиновича Кузнецова вместе со многими тогдашними и будущими знаменитостями:
- Романом Качановым — сыном известного мультипликатора.
- Аркадием Высоцким — сыном Владимира Высоцкого.
- Александром Башировым.
- Рашидом Нугмановым.
- Иваном Охлобыстиным.
В тот период сценарное мастерство осваивали преимущественно мужчины, поэтому появление яркой блондинки не осталось незамеченным. Её нередко приглашали для съёмок в учебных и дипломных картинах, где Литвинова постепенно оттачивала собственный стиль игры.
Что касается дипломной работы Ренаты — сценария «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.», то он получил негативные оценки экзаменационной комиссии и был отправлен на доработку. Чего нельзя сказать о первом киносценарии, написанном выпускницей в период стажировки. По нему режиссёр Валерий Рубинчик в 1992 году снял драму «Нелюбовь», которую позже окрестили символом свободного российского кино. Эту ленту с успехом презентовали на Берлинском кинофестивале и Кинотавре.
Развитие карьеры
Дебют Ренаты в качестве актрисы состоялся в драме «Увлеченья» режиссёра Киры Муратовой. Она исполнила одну из главных ролей, перевоплотившись в медсестру Лилию. В этой работе Литвинова проявила себя как оригинальная, самобытная актриса. В одном из интервью она призналась, что до этого фильма не видела себя актрисой, а свою внешность считала нефотогеничной. По этой причине девушка всегда отказывалась от предложений сниматься, но перед Кирой Георгиевной не устояла.
Этому творческому тандему было суждено продолжиться. В 1996 году Муратова взяла за основу своего фильма дипломный сценарий Литвиновой. В нём описана жизнь женщины среднего возраста, которая ищет спасение от гнетущего одиночества в воспоминаниях из детства. Затем Рената стала автором сценария новеллы, вошедшей в киноальманах «Три истории», и сыграла в ней главную роль — девушку Офу, непонятно почему ненавидящую всех вокруг. Будучи работником больничного архива, она занималась отслеживаем судеб детей-отказников. Восклицание её героини «Этой планете я поставила бы ноль» стала практически крылатой.
Сильной литературной работой Литвиновой, несомненно, можно назвать повесть «Обладать и принадлежать». Её ключевыми персонажами являются две девушки, одна из них — слабослышащая и мечтает уехать в страну глухих, где правит справедливость. Эта повесть легла в основу драмы Валерия Тодоровского «Страна глухих», главных героинь в которой сыграли Чулпан Хаматова и Дина Корзун.
В начале 2000-х на экраны вышел сериал «Граница. Таёжный роман» (реж.А.Митта), в котором Литвинова сыграла гарнизонную медсестру Альбину Ворон. Образ тонкой, чувствительной и экстравагантной женщины тут же полюбился зрителям, казалось, что он специально написан для актрисы. Эта работа стала определяющей в фильмографии Ренаты Литвиновой, после которой она проснулась знаменитой.
Первым в режиссёрской биографии Литвиновой стала документальная лента «Нет смерти для меня», деликатно и неспешно повествующая о жизни пяти выдающихся советских актрис. Картина была удостоена «Лавровой ветви».
2002 год отметился для Литвиновой выходом на экраны фильма «Небо. Самолёт. Девушка», в котором она выступила не только как сценарист и актриса, но и как продюсер.
В 2004 году тандем «Литвинова-Муратова» отметился рождением нового детища — трагикомедии «Настройщик». В ней зритель на 2,5 часа погружается в исследование психологии обычного студента консерватории, чтобы понять причины, побудившие его участвовать в изящной криминальной афере. В этой ленте Рената впервые продемонстрировала поцелуй. Ранее она говорила, что не видела правдивых поцелуев в кино, поэтому решила показать его сама.
Тем же годом датируется выход фильма «Богиня. Как я полюбила». В нём Литвинова выступила, как режиссёр, сценарист и ключевая актриса. Крайне проникновенная картина была горячо воспринята зрителями и прославила её создательницу.
К другим ярким ролям актрисы можно отнести:
- Тату из кинофильма А. Балабанова «Мне не больно» (2006).
- Образ Зои Вяткиной в драме «Жестокость» (2007).
- Роль Аллы в картине по роману В. Пелевина «Generation П».
- Вагоновожатую трамвая Алису из фильма К. Муратовой «Два в одном» (2007).
Всего в активе актрисы участие более чем тридцати фильмах. Кроме того, она играет в театре (МХТ им. Чехова).
Рената Литвинова является также автором фильма-концерта «Зелёный театр в Земфире», выпущенного в 2008 году. В этой работе она постаралась показать все внутренние грани живых выступлений своей подруги Земфиры. Впоследствии Литвинова режиссировала большинство поздних клипов рок-звезды.
Из последних режиссёрских работ заметной является «Последняя сказка Риты» — фантастическая детективная драма, снятая на собственные деньги Ренаты.
Работа на телевидении
Литвинова нередко появляется на телевидении в различных ипостасях. Она участвовала в рекламных съёмках: косметического бренда L`Oreal и часового — Rado. Последний, кстати, она же и режиссировала.
В разное время Рената работала телеведущей различных шоу о кино, моде и красоте. Также была членом жюри в проекте «Минута славы», где компанию ей составили Владимир Познер, Сергей Светлаков и Сергей Юрский. Литвинова несколько раз появлялась в шоу «Вечерний Ургант» в качестве гостьи.
Нарабатывая опыт телеведущей, она сменила несколько каналов:
- НТВ.
- Муз-ТВ.
- СТС.
- «Культура».
- «Первый канал».
Неординарная творческая личность попробовала себя и в роли клипмейкера. Она сняла восемь видеоработ на песни Земфиры, одну — для «Агаты Кристи». В 2001 году Литвинова стала режиссёром клипа на композицию «Лесной трамвайчик», которую исполняет Алла Пугачёва.
Личная жизнь
Рената Литвинова и в молодости, и сейчас — яркая эффектная женщина, которую трудно не заметить. При росте 176 см весит она всего 58 кг, и при этом не соблюдает никаких диет. Еда для неё — исключительно биологическое топливо, а удовольствие женщина черпает в творчестве.
О первом муже, кинопродюсере Александре Антипове, Литвинова практически не рассказывает. Известно только, что замуж за него она вышла в 17-летнем возрасте, и этот брак продержался всего три года.
Второй раз актриса официально оформила отношения в 2001 году с бизнесменом Леонидом Добровским — человеком, далёким от шоу-бизнеса. После свадьбы Рената поселилась в особняке супруга на Рублёвке, а тот подарил ей новенький мерседес. Через полгода в семье уже праздновали рождение ребёнка — дочери Ульяны.
Кризис в семье наступил, когда Литвинова познакомилась и стала сотрудничать с Земфирой. В прессе всё чаще стали появляться слухи о том, что девушек связывает не просто дружба, и это приводила Леонида в бешенство. Мама Ренаты, Алиса Михайловна, упоминала, что он в порыве гнева угрожал супруге ножом и хотел задушить.
Вскоре и светская тусовка всё чаще стала обсуждать роман Рамазановой и Литвиновой, поговаривая, что они живут и спят вместе. Сама сценаристка опровергала любые намёки на её нетрадиционную ориентацию.
Слухи прекратились, когда девушки перестали общаться, во всяком случае — публично. Но осенью 2009 года в СМИ появилась новость о том, что Рената и Земфира сочетались браком в Швеции. А ещё через три года в звездной тусовке заговорили о новой пассии Литвиновой. Ею называли начинающую актрису и певицу Ренату Пиотровски — внучку известного актёра Леонида Каневского. Сама кинодива никак не комментирует подобные сообщения.
Дочь Ренаты Литвиновой получила образование во Франции и уже снялась в нескольких фильмах своей талантливой матери.
Актуальная информация
Сегодня Рената Муратовна продолжает заниматься творческой деятельностью. В 2017 году в МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Северный ветер» под её режиссурой. В основу сюжета положено празднование Нового года небольшой семьёй в 50-х годах.
В 2018 году Литвинова снялась в фотосессии дизайнера Гоши Рубчинского, которая была выдержана в чёрно-белых тонах.
Около года назад на экраны вышел немецкий детектив «Сtрах» с участием актрисы, которая также стала соавтором сценария.
Рената Литвинова часто путешествует по России в рамках гастролей МХТ им. Чехова, а также организовывает для своих поклонников творческие вечера.
В январе 2019 года на своей страничке в Инстаграме Литвинова поделилась снимками со съёмочной площадки нового полнометражного фильма «Северный ветер». На одной из фотографий она на улице целуется с актёром Амином Хуратовым, а вокруг крупными хлопьями падает снег. Судя по хештегу, фото — это кадр из новой картины талантливого режиссёра, сценариста и актрисы.